Дневной дозор.

Езда с ближним светом днем для нашей автомобильной общественности стала такой же притчей во языцех бурного обсуждения, как политические дебаты на кухнях и в телевизионных ток-шоу. Первые законодательные меры принимались еще в середине 90-х годов, но в силу их традиционной недолговечности, они привели к еще большему хаосу. Каждый новый начальник ГАИ воспринимал эту тему прямо противоположно своему "попереднику": то принимали, ссылаясь на европейский опыт, то отменяли, ратуя за нецелесообразность в местных условиях. И те, и другие особо серьезно тему не изучали, поэтому появлялись даже оригинальные полумеры, правда, мраке на встречной полосе, как тень отца Гамлета, когда уже и деваться-то некуда. Именно из-за этой неразберихи, а также из-за отсутствия главного — контроля за регулировкой световых приборов, а также их легитимности по техническим параметрам — не добрая половина бед на украинских дорогах.

Есть много "за" и "против", причем сугубо технических и научных. Например, пионеры движения "днем с огнем" скандинавы и датчане, которые ввели круглогодичное и круглосуточное использование ближнего света днем еще в 1990-м году, позже отмечали, что эффект от снижения аварийности наблюдался только в первые три года. Есть и негативные факторы, например, снижение видимости мотоциклистов в зеркалах заднего вида и другие. Не говоря уже об увеличении потребления топлива на 3-5% и повышении нагрузки на бортовую сеть авто.

Поэтому в конце "нулевых" уже нашего века разработчики придумали принципиально новые светотехнические автомобильные устройства, решающие все недостатки ближнего света в светлое время суток — дневные ходовые светодиодные огни DRL (Daytime Running Lights) на основе LED-технологий. Уже с 2011-го года они стали обязательными для всех новых легковых авто, сходящих с европейских конвейеров, а с августа 2012-го — и для новых европейских грузовиков.

Тем не менее, у нас в стране, не смотря на ликбез многих автомобильных СМИ и, безусловно, нашего издания, уровень понимания, что это не игрушка, и не модная противотуманка, и не украшение, а новая, важная, а главное

теперь неотъемлемая часть пассивной безопасности

современных авто

ниже знаний выпускников детсада. Причем эта повальная безграмотность касается не только рядовых автомобилистов, но и большинства сотрудников ГАИ, автоэлектриков СТО и даже продавцов автосвета!

Весной этого года в Украине появился новый (старый) законопроект об обязательном включении ближнегосветаднем впериод с осени до весны. Пока это лишь проект. Он, как обычно, вызвал бурю обсуждений и прямо противоположных мнений. Однако больше всего обсуждается самый мелкий вопрос — установить конечный период в апреле или мае, хотя это наименее существенно. Важно другое — впервые в нашей законодательной истории в проекте предусмотрены самые современные способы решения вопроса. Буквально в законопроекте сказано, что если на авто установлены сертифицированные дневные ходовые огни (DRL), то необходимость в ближнем свете днем отпадает. Т.е. наша ГАИ впервые законотворчески признает не только факт существования этих приборов, но и их легитимность как альтернативу ближнему свету днем.

Это достижение без малейшей доли сарказма! Очень хочется верить, что эта тема разовьется, и в итоге мы получим сбалансированный и технически продуманный современный закон. Причем, если DRL и в нашей стране станут официально признанными, то самое важное при этом законодательно предусмотреть все технические составляющие. А именно: что считать DRL, а что нет, какие у них должны быть характеристики и как они правильно устанавливаются. Без этих важнейших нюансов все усилия по безопасности будут сведены на нет, а дороги станут пестреть еще более разношерстным "цирком-иллюзион".

Прежде всего, DRL обязаны быть очень яркими. Их главная миссия — дать возможность водителю встречной, пешеходу и вообще любому участнику движения увидеть машину на как можно большем расстоянии при любой погоде. Ближний свет, даже если он мощный и ксеноновый, никогда эту роль не выполнит, ведь по своему предназначению и конфигурации дефлектора фары весь его свет направлен прямо, но вниз. Какую бы лампу не поставить, по своему боевому заданию ближний свет не должен слепить ночью, поэтому днем издалека мы видим лишь ничтожную его часть, и то периферийную. DRL, напротив, по конструкции направлены строго вперед. Поэтому их эффективность днем максимальная, а ночью они не способны ослепить.

Вывод прост — если DRL низкого качества и слабой яркости, то их применение бесполезно. По европейским стандартам минимальная яркость 0В~должна быть не ниже 400-500 cd. В компании Osram вообще считают, что яркость ниже 800 cd также почти бесполезная, поэтому их продукция придерживается именно этой минимальной цифры. А вот дешевые китайские "елочные украшения" за 20-30 долларов, которыми наводнены наши рынки, не могут выдавать даже минимальные 400 cd. Поэтому они не только бессмысленны, но в какойто степени опасны. Ведь если водитель уверен, что его дешевые псевдо-DRL функциональны и не включает в условиях пониженной видимости фары, то на самом деле он сам себе и другим подсовывает медвежью услугу, если не сказать хуже — свинью, причем невидимую. К сожалению, примерно 1/3 нашего рынка — вот такой "ноу нэйм"дешевая, но бесполезная новогодняя иллюминация, не имеющая никакого отношения к настоящим DRL. Кроме того, в страны ЕС с таким не сертифицированным светопреставлением вас просто не пустят. Поэтому редакция нашего издания рекомендует пользоваться известными брендами, у которых, по меньшей мере, на упаковке указанны технические характеристики продукта, и они соответствуют законам европейских стран.

Итак, мы выяснили, что основная функция DRL — максимальная видимость днем. Водитель физически в дождливую погоду может не увидеть серую машину на мокром асфальте, но на горизонте, как только средство передвижения в принципе появилось на прямой линии, DRL обязаны обозначить его существование. Даже если представить, что два автомобиля двигаются на встречу друг другу с "детской" скоростью 90 км/ч каждый, то их суммарное приближение уже составит 180 км/ч, а значит за считанные секунды, а вечной фразы: "Не думай о секундах свысока!". DRL не добавят водителю зрения в своей машине, но они способствуют его обозначению в пространстве для других участников движения, от которых зависит и его судьба. Поэтому их яркость, функциональность, правильность установки — и есть залог безопасности каждого. Пожалуй, если понять простую истину о том, что миссия DRL состоит в сокращении реакции других водителей на обнаружение тебя любимого в любых дорожных условиях, то все остальные вопросы и сомнения автоматически отпадут.

Что же нового предлагает нам немецкая компания Osram в разрезе усвоенного? Прежде всего, это два продукта с мощной и "правильной" яркостью. Уже сейчас на рынке появились два вида DRL Osram 301 с яркостью свечения в 800 cd и сверхмощный вариант DRL Osram 101 с яркостью в 1500 cd. Но яркостью дело не заканчивается, а только начинается. Ведь не будучи пионером на рынке DRL в мире, компания Osram может гордиться другим — инновациями, принципиально непревзойденными техническими характеристиками и неповторимым стилем. Начнем с флагманского продукта.

Логично было предположить, что, выходя на рынок не первыми с подобной светотехникой, Osram нужно было предложить что-то такое, чему нет аналогов, дабы принципиально отличаться от других даже внешне. И это получилось. Судите сами.

В модели 101 впервые на мировом рынке в конструкции DRL использованы не отдельные светодиоды в гирлянде, а специальный световод. CBM светодиод, причем единственный, освещает уникальную трубку из органического стекла. Примерно такие стекла применяют в дорогих часах. Стекло очень крепкое и устойчиво к ударам и вибрациям.

Световод представляет собой светонаполненную призму с отражателем. Это обеспечивает наиболее широкий угол обзора. Ведь обычные DRL со штучными светодиодами должны стоять сугубо прямо и горизонтально, т.е. строго под углом 90 градусов про-больной оси, т.к. светодиод — это точка, а не луч. Но машины не квадратные и решетки радиаторов, как и бамперы, закруглены под своими углами. Соответственно, если DRL попадают в плоскость конфигурации бампера, то они изгибаются под таким же углом относительно оси. Значит, также под углом они будут светить и, стало быть, терять часть света для встречной машины. Эффективность, т.е. их максимальная видимость, не глобально, но все же существенно снижается. А световод светит всей трубкой и под достаточно большим углом, не теряя эффективности и видимости. Кстати, по этой же причине сейчас на новых Audi Q3, Q5, Q7 и Аб теперь нет знакомой "реснички" с россыпью светодиодов, а уже с конвейера стоят вот такие светонаполненные трубки.

Можно предположить, что световоды дают еще и уменьшенную нагрузку, ведь 1 светодиод должен потреблять меньше, чем 8 или 10. Надо отметить, что в данном случае экономия не существенная, ведь в DRL Osram применены очень мощные светодиоды, поэтому они потребляют 15 Ватт в режиме стопроцентной яркости, в сравнении с 13,5 Ватт у ближайшего конкурента. Но, если посчитать потребление энергии лампами ближнего света, то все равно экономия и уменьшение нагрузки на генератор значительная — почти в 10 раз.

Светонаполенная трубка дает еще больше возможностей и для полета фантазии дизайнеров передних блок-фар. С ней можно делать все, что угодно и придавать любой DRL самые замысловатые конфигурации. Кстати, даже по внешнему виду, фирменные изгибы Osram в этом продукте всегда будут бросаться в глаза и станут визитной карточкой бренда, а также индивидуальностью автомобиля.

Но коль мы заговорили об эстетике и дизайнерской функциональности,то стоит упомянуть об одном очень важном техническом достижении, которым действительно не может похвастаться ни один даже самый именитый производитель: в модели Osram DRL 101 класс пылевлагозащиты — IP69!

Что это значит? Чтобы понять степень защищенности, достаточно знать, что светильники, рассчитанные для подводного плаванья, имеют класс IP68. Тогда зачем же нужен еще более требовательный класс защиты IP69 для вроде бы наземного светотехнического устройства? Дело в том, что прямая мойка под высоким давлением для световых приборов, удивительно, но намного тяжелее, чем работа под водой! Большинство конкурентов Osram даже в этом высоком уровне брендов и технологий, страдают вероятностью проникновения влаги. Мы не раз встречали на дорогах некачественные псевдо-DRL, у которых уже либо один светодиод не работает, либо целая группа. Не забывая, что DRL — это не только безопасность, но и стиль, мы понимаем, что даже один неработающий светодиод в гамме D RL моментально утрачивает стилистику и выглядит как вырванные зубы, а даже самая хорошая машина становится похожа на неухоженный трактор.

Причина — низкий уровень пылевлагозащиты. После нескольких моек в DRL медленно просачивается влага, окисляются внутренние контакты, выходят из строя либо отдельные светодиоды, либо один из светильников. В DRL Osram — это исключено. Класс влагозащиты IP69 позволяет фактически ~ все виды влажного воздействия, и Osram по праву гордится этим параметром, небезосновательно предлагая такие небывалые стандарты, как важные реальные конкурентные преимущества. Кстати, еще раз напомним продавцам и потребителям смотрите на упаковку, ведь многие производители боятся указывать такие параметры, а это уже о многом может сказать даже внешне.

Безусловно, такие серьезные стандарты требуют от конструкции очень тщательных допусков. Они достигаются, в первую очередь, за счет качества герметизирующих материалов. Даже к клею, не говоря о компонентах конструкции, предъявляются свои высокие требования по определенной жесткости, а сам светильник не должен "играть" при нагреве. Не сложно догадаться, что такое качество герметиков и точность подгонки не могут позволитьсебе малоизвестные бренды. Соответственно, получается и обратное: высоко презентационная вещь никогда не будет дешевой, но обязана быть сделанной аккуратно с минимальными допусками.

Еще одной инновацией, которой не существует у других производителей DRL, может похвалиться Osram - гор-тексные мембраны. Это не заглушки, а специальный материал, который пропускает влагу только в одну сторону, а в данном случае, наружу. Зачем же это нужно, учитывая такую высокую защищенность конструкции? Все очень просто: внутри, после большого перепада температур, например, после длинной эксплуатации морозной зимой образовывается конденсат из воздуха. Мембрана выпускает лишнюю влагу наружу, не впуская ее обратно. Ни у одного производителя, кроме Osram, такого устройства нет даже в помине. Получается, что DRL Osram — это целый батискаф, с защитой выше подводных светильников по IP69, а благодаря гор-тексным мембранам внутри конструкции всегда сухо. Причем такие же гортексные мембраны использованы не только в светильниках, но и в блоках управления. Кстати, для особо любопытных: не стоит сдирать мембраны, дабы их не нарушить.

К качеству исполнения стоит добавить качество проводки. Она очень упругая и выдерживает максимальный излом. Но главное то, что крепежи выполнены не просто из качественных материалов, они сертифицированы как ОЕС-качество, т.е. точно такие же провода и разъемы применяются в современных европейских автомобилях во всех блоках и устройствах, согласно стандартов ЕС. В DRLOsram применены и ОЕС-штекера, соответственно, с таким же классом пылевлагозащиты, как на конвейере. И это требования автопроизводителей. Высокое качество в таких мелочах в результате определяет и более высокую

себестоимость, а значит и цену. Но как мы понимаем, хорошее не бывает дешевым.

Кроме, собственно, отвертки, в комплектах DRL Osram обоих образцов есть все, что нужно для установки, включая хомуты, шурупы и даже заглушки для ламп. Последние нужны для тех авто, у которых бортовой компьютер отсутствие света в лампе габаритки воспринимает как ошибку или перегоревшую лампочку. Ведь в 0В1 Osram предусмотрены несколько вариантов подключения, в частности, когда приглушенные DRL ночью заменяют передние габариты. Если подключать DRL в такой ночной режим, то габаритки светиться не должны, однако что-то в их цепи обязано давать команду компьютеру на "полный порядок". Такая забота о MacTBpa, KQTQpblM столкнется с этой назойливой мелочью — весьма приятна и говорит об уровне тщательности в подготовке товара для pblHKB. HB вклиниваясь в систему и мозг бортового компьютера, даже потребитель может самостоятельно поставить заглушки. Кстати, габаритки потребляют примерно столько же мощности, как и весь DRL-комплект в режиме максимальной яркости, а в ночном режиме потребление тока снижается в 2 раза. Стало бы DRL экономней не только фар днем, но даже габариток ночью. А уж об обоюдном эффекте яркости габариток и правильных DRL нечего спорить — DRL ярче в десятки раз. А значит — безопасней.

Конечно, скептики заметят, что красота и безопасность это замечательно, но дизайн решеток радиаторов автомобилей на столько индивидуален, что далеко не в каждую машину можно безболезненно и красиво внедрить новый элемент, а резать пластик бампера не каждый захочет, исходя из тех же понятий гармонии. Частично это так. Но в компании Osram проводили исследования и утверждают, что модель DRL Osram 101 подходит на 70% парка машин без существенного "хирургического" вмешательства. Однако для того чтобы максимально удовлетворить спрос, компания разработала еще более компактный вариант современных DRL — модель 301. Изящные размеры и очень тонкий профиль позволяют гармонично и без особого труда установить эту модель уже в 90% автопарка страны. По глубине и высоте у этой модели одни из самых маленьких показателей на рынке. Вариантов более тонких из премиум-класса просто нет, и 301-е аккуратно становятся почти в любую решетку.

Они такие же мощные, однако, в них использована новая структура. В модели DRL Osram 301 нет трубки-световода, в них применяются знакомые штучные светодиоды. Но как мы уже выяснили, светодиод, в силу конструктивных особенностей имеет очень узкий угол свечения. Поэтому в Osram 301 применены принципиально новые оптические решения, позволяющие сделать угол обзора максимально широким. Здесь светодиоды стоят не по классической схеме в центре, а сверху. Да и вообще, центральное расположение на сегодняшний день уже является архаичным. Но дело не только в модных течениях, а в конструкции. Светодиоды в 301-й модели светят сверху на уникальные многогранные мультиповерхностные отражатели - мультизеркала. Такое решение позволило увеличить адь свечения под , а также визуально еличить углы обзора од максимально возможным углом. Каждый из 10-ти светодиодов 21 раз отражается те. Соответственно, ой, а вот таким еркальнооптическим и DRL Osram 301 решена задача максимального угла свечения. 

Необычная ромбовидная форма в больших решетках позволяет установить их не только горизонтально, и даже не только вертикально, но и под любым удобным углом. Это дает широчайшие возможности пот установке, не взирая на конфигурации и углы, они будут смотреться эстетически верно, продумано и красиво. Такое решение интересно смотрится на внедорожниках, например, на допоборудовании, при этом DRL Osram будут гармонично вписываться, как будто точно задуманы под такую конфигурацию за счет неравных углов. Простое, но гениальное, с точки зрения геометрии и эстетики, решение — еще один козырь и в кошелку индивидуальности тюнинга, и в эргоно-личность приборов как таковых.

В модели 301 есть еще одна уникальная мелочь, которая расширяет простор для дизайна и установки — крепление в самом корпусе. Т.е. кроме традиционного способа в виде защелкивающейся скобы, в корпусе нарезана резьба, и DRL можно закрепить на саморезах, например, на "кенгурятнике" или верхней "люстре" внедорожника. Такой заботы не заметно ни у одной другой модели на рынке.

Класс пылевлагозащиты у 301-й мо дели — (Р67, но это также достаточно высокий стандарт, ведь аналоги едва выполняют уровень IP45. Яркость модели 301 - 800 cd, световая температура 5200 К. Это ниже, чем у флагманской101-й модели (1500 cd и световая температура 6000 К), но это более чем достаточно и существенно (примерно в 2 раза) выше минимальных стандартов.

Обе модели DRL оснащены фирменными светодиодами с кристаллами OSLON МХ от Osram. Это также важно, потому что светить очень ярко в таком маленьком пространстве как модель 301 могут позволить себе только дорогие светодиоды, которые способны изготавливать лишь очень серьезные производители. Об этом стоит задуматься, когда вам на рынке предлагают светильники по 5 копеек за кг. или погонный метр.

И 101-я, и 301-я модели имеют ЕСЕ-соответствие. Это значит, что подобные устройства допущены к использованию в странах ЕС. Поэтому цивилизованные автовладельцы могут спокойно устанавливать осрамовские приборы, будучи уверенными, что это вполне легитимные и сертифицированные DRL, разрешенные в Европе, если они установлены по правилам. Т.е. с ними не возникнет законодательных нюансов ни с "вредным", но малограмотным "дядей-гаишником*' у нас, ни уж тем более в Евросоюзе.

Сама инсталляция вообще сведена к самым простым схемам, доступным даже для начинающих. В комплекте есть очень подробная инструкция по установке, а главное, нейтральная к языкам: все изображено в виде комиксов, понятных каждому в любой стране. В инструкции всегонавсего 4 слова — черный, красный, синий и оранжевый — это 4 цвета 'проводов. Даже неграмотный, не умеющий читать, но хотя бы не слепой электрик установит DRL без проблем за 1 час. Кроме того, в силу нестандартной формы модели 101, может появиться необходимость врезания в бампер или решетку ради-атора, поэтому в комплекте заботливо предусмотрены лекала. Их можно вырезать и приложить к подходящему месту крепления. В комплексе вот таких мелочей и заботы об инсталляции продукта

культура труда и производства, свойственная только серьезным производителям.

Оба варианта имеют функцию габаритных огней, т.е. ночью свечение DRL становится меньшим на 50%. А это расширяет возможности использования и комбинирования работы световых приборов. У большинства аналогов такого удовольствия также нет.  У Osram грамотный продавец или покупатель, уже прочитав лишь аккуратно прописанную упаковку, будет знать конкурентные преимущества подобного продукта.

Итак, компания Osram представила новейшие инновационные DRL на нашем рынке. Они являются новым эволюционным витком развития таких приборов. Но если наша дорогая ГАИ таки примет закон о езде с ближним светом днем, а как альтернативу — DRL, то на рынке начнется уже настоящий революционный бум. DRL на 90% экономичней фар, они эстетически красивы и функциональны. Поэтому  можно смело предположить, что обе модели DRL от Osram, рассмотренные в статье, благодаря своим сверхсовременным характеристикам, в этой революции займут самые почетные места.


 

 

Амортизаторы Kayaba