Устройство и типы тормозной системы
Что говорит о этом свободная энциклопедия ВикипедиЯ:
Тормозная система с пневматическим приводом
Общее устройство:
- с регулятором давления.
- Трубки и .
- Тормозной кран.
- .
- Воздушные баллоны ().
- .
- .
- .
- Пневмокамеры.
- Тормозные механизмы.
Устройство тормозного механизма:
- .
- .
- .
- Стяжные пружины.
- Опорные пальцы колодок.
- Механизм развода колодок.
Принцип действия: При работающем двигателе и отпущенной педали компрессор накачивает воздух в баллоны, где он хранится под давлением. Из баллонов воздух поступает к тормозному крану, от тормозного крана воздух поступает через верхнюю секцию в баллоны прицепа. При нажатии на педаль тормоза верхняя секция закрывается, и воздух прекращает поступать к прицепу. Тормозной кран прицепа открывается, и воздух из баллонов прицепа поступает в пневмокамеры прицепа, и прицеп начинает затормаживать. Нижняя секция тормозного крана автомобиля открывается, и воздух поступает из баллонов автомобиля к пневмокамерам автомобиля, и автомобиль начинает затормаживать. Воздух, поступая в пневмокамеры, давит на диафрагму, она, сжимая пружину, смещается и давит на толкатель, а он передаёт усилие на рычаг и валик разжимного кулака. Разжимной кулак поворачивается и разводит колодки. Колодки прижимаются к барабану, и за счёт трения затормаживают его. При отпускании педали тормоза всё возвращается в исходное положение за счёт возвратных пружин, а воздух из пневмокамер выходит в атмосферу через кран.
Многоконтурные тормозные системы
Общее устройство:
- Компрессор
- Влагомаслоотделитель
- Регулятор давления.
- Общий баллон.
- Разобщительный клапан.
- Баллон переднего контура.
- Баллон заднего контура.
- Двухсекционный тормозной кран.
- Тормозной кран прицепа.
- Разобщительный кран и разобщительная головка прицепа.
- Пневмокамеры.
- Манометры.
- Предохранительные клапаны.
Принцип действия аналогичен одноконтурным тормозным системам. Разница лишь в том, что для каждой пары колес воздух поступает из отдельного баллона.
Тормозные механизмы гусеничной техники (на примере трактора Т — 130)
Предназначены для снижения скорости движения, удержания машины на уклоне и для остановки одного из бортов для более резкого поворота машины.
Устройство:
- Ведомый барабан (тормозной).
- Тормозная лента с фрикционной накладкой.
- Двухопорный рычаг.
- Кронштейн рычага.
- Рычаги и тяги привода тормозного механизма.
- Возвратная пружина.
Принцип действия:
При нажатии на педаль тормоза усилие передаётся двухопорному рычагу. Он поворачивается, одной точкой опирается на кронштейн и держит один конец ленты, а другой точкой натягивает ленту. Барабан обжимается лентой и затормаживает.
Системы торможения колёс шасси авиационной техники
На летательных аппаратах, как правило, существует основная система торможения, аварийная система торможения, стартовый тормоз и стояночный. Основная система предназначена для торможения при посадке летательного аппарата, а также при движении по аэродрому. Как правило, все тормозные колёса оборудованы автоматом растормаживания - антиюзовой автоматикой, которая предотвращает полное затормаживание колеса, сохраняя управляемость, и что самое главное, целостность колёс шасси. На каждом тормозном колесе установлен инерционный электрический датчик, который выдаёт сигнал в тормозную систему при блокировании колеса на его растормаживание.
Аварийная система торможения является резервной и работает по упрощённой схеме, минуя антиюзовую автоматику. Как правило, при аварийной посадке с использованием аварийного торможения пневматики колёс разрушаются, также возможно разрушение барабанов колёс и возгорание ступиц.
Стартовый и стояночный тормоз могут быть совмещены. Необходимы для затормаживания летательного аппарата при старте, для выведения двигателей на взлётный режим, и при длительной стоянке на земле.
Сразу после взлёта колёса летательного аппарата обычно затормаживаются. Могут использоваться штатные тормоза или автоматическая система затормаживания после взлёта, а также отдельная система затормаживания.
В отечественной авиации принята система торможения колёс с управлением двух типов: на большинстве лёгких самолётов ручка торможения в виде рычага расположена на ручке управления (РУС). На тяжёлых машинах (и тяжёлом истребителе ) основные тормоза колёс приводятся в действие нажатием на верхние кромки педалей путевого управления.
В техническом плане система торможения колёс летательного аппарата может быть простой (как на легковом автомобиле - вертолёт ), так и достаточно сложные многоконтурные электронно-гидравлические системы с дублированием и резервированием.