Тормозная система современных автомобилей
Тормозная система современных автомобилей.
Для управляемого снижения скорости, остановки автомобиля и удержания его на месте применяется тормозная система. Торможение осуществляется:
1. Тормозным колесным механизмом
2. При помощи двигателя автомобиля
3. Трансмиссионным тормозом-замедлителем, который может быть электрическим, либо гидравлическим.
Тормозные системы бывают четырех видов: рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная.
- Рабочая тормозная система
Для контроля скорости и остановки транспортного средства предназначена рабочая тормозная система. В ногах у водителя находится педаль тормоза, усилие на которую передается колесным тормозным механизмам.
- Стояночная тормозная система
Для длительного удержания автомобиля на месте используется стояночная тормозная система. Посредством рычагов тросов и тяг.
- Вспомогательная тормозная система
На длительных спусках поддержание постоянной скорости осуществляется вспомогательной тормозной системой, при помощи торможения двигателем: топливо в цилиндры не подаётся, выпускные трубопроводы перекрываются.
- Запасная тормозная система
В случае отказа рабочей тормозной системы существует запасная тормозная система.
Активную безопасность автомобиля обеспечивает тормозная система. Существует ряд устройств и систем, таких как антиблокировочная система, курсовая устойчивость, усилитель тормозов, они предназначены для повышения эффективности торможения.
Устройство тормозной системы
Тормозная система имеет следующие элементы:
- тормозной механизм, тормозной привод.
- Тормозной механизм
Для замедления и остановки автомобиля необходим тормозной момент, который создаёт тормозной механизм. Сила трения используется для работы фрикционных тормозных механизмов устанавливаемых на автомобили. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы гидравлические, а тормозной механизм стояночной системы механический либо электромеханический.
Тормозные механизмы имеют два различных, конструктивных вида: дисковые и барабанные.
Тормозные колодки не подвижны по отношению к колесу, а диск или барабан вращается вместе с колесом. В барабане колодки распираются изнутри барабана колесным тормозным цилиндром и замедляют его, а в дисковой системе колодки прижимаются с двух сторон к диску при помощи суппорта. В современных легковых автомобилях чаще распространены дисковые тормозные механизмы, но барабаны встречаются тоже довольно часто на задней оси.
- Дисковый тормозной механизм
Суппорт может иметь один или несколько рабочих поршней, которые при помощи гидравлики прижимают тормозные колодки к тормозному диску.
Тормозные диски во время работы нагреваются. Тормозные диски могут быть вентилируемые и невентилируемые. Вентилируемые тормозные диски имеют отверстия на поверхности для наилучшего охлаждения.
Тормозные колодки имеют изнашиваемые фрикционные накладки. На некоторых современных тормозных колодках имеется датчик износа, выполненный в виде электронного либо механического механизма (так называемой «пищалки»).
Тормозной привод различают несколько видов: механический, гидравлический, пневматический, электрический и комбинированный.
Механический привод
В стояночной тормозной системе применяется механический привод. Который состоит из тросов, рычагов и тяг. В современных автомобилях часто используется электропривод в стояночной тормозной системе – электромеханическая тормозная система.
- Гидравлический привод
Рабочая тормозная система имеет гидравлически привод.
Работает гидравлический привод следующим образом: от тормозной педали механическое усилие передается на главный тормозной цилиндр, далее благодаря вакуумному усилителю механическое воздействие усиливается и передается по трубопроводам и шлангам к колесным цилиндрам либо суппортам.
Элементы гидропривода работают по независимым контурам, благодаря этому при выходе из строя одного контура тормозная система сработает эффективно благодаря другому контуру. Наиболее часто контуры функционируют диагонально.
- Пневматический привод
В тормозной системе большегрузных автомобилей применяется пневматический привод.
- Комбинированный тормозной привод
Комбинированный тормозной привод применяется в современных автомобилях путем смешивания нескольких видов приводов.